Рады приветствовать Вас на сайте "Историко-культурне наследие города Енисейска"

Вы используете крайне устаревший браузер, который не поддерживает технологические решения, используемые на данном сайте. Кроме того, работа в сети Интернет с использованием устаревшего браузера крайне опасна для вашего компьютера. Настоятельно рекомендуем обновить ваш браузер, установив один из перечисленных ниже с сайта его производителя:

---------------------------------------------------------------------------

Welcome to the website "Historical and cultural heritage of the Yeniseisk town"

You are using a very old browser that does not support the technological solutions used on this site. In addition, working in the Internet using an outdated browser is very dangerous for your computer. We strongly recommend you to upgrade your browser to one of the following from the site of its manufacturer:

История г. Енисейска

Основание Енисейска

Город Енисейск был основан в 1619 году отрядом казаков во главе с сыном боярским Петром Албычевым и казаком Черкасом Рукиным. Место возведения острога было расположено на небольшой возвышенности на левом берегу Енисея неподалеку от устья небольшой реки Толчеи. Первоначально он представлял собой прямоугольный палисад с тремя башнями – стрельницами и несколькими избами. Новый острог должен был обеспечить безопасность гарнизона, призванного объясачить местное население. Уже на протяжении 1620-х гг. острог дважды, в 1623 и 1626 гг., перестраивался, расширялся и укреплялся. В 1620-е гг. в Енисейском остроге строится первая деревянная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а позднее и вторая – во имя Михаила Маленина. Также на территории острога в этот период находились разного рода административные постройки и Гостиный двор. К 1626 году относятся первые сведения о Богоявленском соборе, с двумя приделами в честь Николая Чудотворца и Михаила Маленина, находившемся за пределами острога. По сохранившимся сведениям Богоявленский собор был трёхъярусным, завершённым пятиглавием. На чертеже С.У. Ремезова, составленном в конце XVII века, на территории Енисейского острога показаны Воскресенская церковь, с шатровым завершением и находившаяся в северо-восточной части острога, и Преображенская церковь, располагавшаяся западнее. Рядом находилась восьмигранная столпообразная часовня, увенчанная крещатой бочкой с главой. В этот период все строения Енисейска, включая церкви, были деревянными. Конфигурация плана первого Енисейского острога, представлявшая собой правильный прямоугольник, была характерна для крепостного зодчества Сибири XVII века. По характеру укреплений, имея – 200 сажен (около 400 метров) – Енисейский острог относился к типу острога-крепости.

Енисейск в XVII веке

Достаточно быстро Енисейск превратился из пограничного укрепления в крупный торговый и административный центр обширной территории в бассейне среднего Енисея и Прибайкалья. Согласно сведениям 1647 года: «Енисейский острог невелик, весь погнил, рвов и крепостей нет, окружности он 200 сажен, в длину 78 сажен.  Успенския проезжия башни имели по верхнему концу 21 сажень, по нижнему поперёк 8 сажень. В остроге церковь Введения, денежный и соболиный амбары, 2 хлебных амбара, съезжая изба, таможенная изба, воеводский двор, гостиный двор, тюремная изба в тыну. В башне над острожными воротами стоял Нерукотворный образ Иисуса Христа, а на другой стороне Знамения» [1]. В 1649 году Енисейск пострадал от сильнейшего наводнения, смывшего укрепления острога.

В 1651 году после разрушительного наводнения, фактически полностью смывшего старые укрепления Енисейска, воеводой Афанасием Пашковым был выстроен новый восьмибашенный острог. Достаточно полное представление о втором Енисейском остроге даёт карта С.У. Ремезова, согласно которой острог имел на восточной и северной сторонах по одной, на южной – две, а на западной – четыре башни. Главный въезд в город находился на южной стороне. От стоявшей здесь Спасской башни, в которой размещалась одноимённая надвратная церковь, начиналась дорога на Маковский острог. Уже к середине XVII века в Енисейске определилось расположение основных архитектурных ансамблей. Ведущее место в панораме города занимали острог и Спасо-Преображенский монастырь на южной возвышенности.

Вдоль берега Енисея располагались: огромный пятиглавый Богоявленский собор, Воскресенская приходская церковь, увенчанная шатром и Христорождественская церковь женского монастыря - размещалась за рекой Толчеёй, также имевшая старинное шатровое завершение.  Между Богоявленским собором и Воскресенской церковью располагался комплекс Гостиного двора с пятиглавой церковью Введения. Северо-западнее от Богоявленского собора располагался воеводский двор. Согласно рисунку С.У. Ремезова архитектурной доминантой комплекса являлся дом воеводы – трёхэтажное деревянное здание. В комплекс воеводского двора, кроме дома воеводы, входили и многочисленные служебные постройки («изба чёрная», «анбары», кузница). Весь комплекс был обнесён стеной, состоящей из бревенчатых прясел между башнями. Вплоть до 1760-х гг. воеводский двор сохранял своё местоположение. Неподалеку от Спасской башни острога находилась тюрьма, ограждённая тыном, и приказная изба, на крыше которой помещался государственный герб. За рекой Перекоп на возвышенном месте находились строения Спасского мужского монастыря.

В 1667 году с целью защиты посада вокруг него была выстроена острожная стена из шести куртин между башнями. Таким образом, в конце XVII века Енисейск представлял собой так называемый «двойной острог», состоявший из «малого города» крепости и «большого города» - укрепленного посада. Это был характерный для Сибири бревенчатый острог.

Енисейск в XVIII веке

К концу XVII века, по данным Николая Спафария, в остроге было уже 500 дворов. Однако пожар 1703 года уничтожил все казённые, административные и торговые здания, а также церкви и значительную часть жилой застройки. В течение 1704 – 1705 гг. башни и стены острога были восстановлены.

Согласно губернской реформе 1708 года Енисейск становится уездным городом Сибирской губернии. В том же году в Енисейск из Тобольска был прислан опытный каменщик Федот Меркурьевич Чайка, который в 1712 году возвёл первый в Енисейске каменный храм – Богоявленский собор, не дошедший до нашего времени, сохранилась только его колокольня. Образ храма Спасо-Преображенского монастыря, заложенный в 1731 г. является ныне начальным звеном каменного строительства Приенисейской Сибири.

В 1719 году, когда Россия была разделена на 50 провинций, Енисейск становится центром одной из них. В начале 1730-х гг. в городе произошёл очередной крупный пожар, уничтоживший четыре из восьми башен «малого города» и Воскресенскую церковь. В 1733 году началось строительство новой острожной стены с восемью башнями, призванной охватить всю городскую застройку. Однако в связи с отсутствием для города реальной угрозы, строительство фактически не было завершено. Остатки обветшавших деревянных оборонительных сооружений Енисейска оставались в центре города до пожара 1778 года, а отдельные башни внешней стены и до начала XIX века.

Таким образом, время существования деревянного острога-крепости Енисейска, бывшей главной архитектурной доминантой города, охватывает период с начала XVII века (1619 год) до конца XVIII века. В результате утраты Енисейском военного значения и дальнейшего его развития как торгово-ремесленного и административного центра, оборонительные сооружения вокруг ядра города, пришедшие в течение XVIII века в упадок, не восстанавливались.

В течение XVII – XVIII вв. Енисейск являлся крупным металлургическим центром. В 1765 году в городе насчитывалось 42 кузницы. Специалисты в области металлообработки (кузнецы, пушкари, бронники, литейщики) жили вдоль реки Мельничной, где были расположены десятки горнов и кузниц.

В конце 1760 – начале 1770 гг. существовал проект регулярной перепланировки Енисейска. Несмотря на то, что этот план не был утверждён центральным правительством, город застраивался в соответствии с ним. Только пожар 1778 года, в результате которого выгорела значительная часть городской застройки, позволил начать практические работы по переустройству города. В результате неё были спрямлены многие улицы, создана обширная площадь, которая должна была примыкать к запроектированному зданию Гостиного двора.

Вопрос о строительстве каменного Гостиного двора в Енисейске поднимался центральным правительством с конца XVII века, однако только в 1770-х гг. началось строительство этого комплекса. Точное время сооружения Гостиного двора в Енисейске не известно, очевидно строительные работы велись в 1770 – 1780-х гг. Гостиный двор представлял собой единый комплекс одноэтажных лавок (всего 112), расположенных вокруг прямоугольной площади размером 50 на 70 метров. Углы двора были скошены, при общей прямоугольной форме плана комплекса. Южный фасад, выходивший к торговой площади, имел в середине ворота с надстроенным над ними вторым этажом. Всё сооружение было оформлено в стиле барокко - этого периода. В конце 1820 года здание Гостиного двора подверглось значительной перестройке. Над средней частью южного фасада был возведён третий ярус. Очевидно, в это же время над средними частями южного и северного фасадов здания появились треугольные фронтоны. В это время, в здании Гостиного двора, помимо торговых заведений помещался городовой суд. Вместе с возведением Гостиного двора, в середине XVIII – начале XIX вв. в Енисейске началось активное строительство гражданских каменных зданий. Наиболее заметными из них были, так называемый «Дом воеводы», возведённый в 1770-х гг., двухэтажное здание «дома Евсеева» (кон. 1770-х – нач. 1780-х гг.) – в этот период Енисейск входил в десятку лучших городов России. Согласно переписи 1763 года, в Енисейске насчитывалось около 4000 жителей.

Енисейск в XIX веке

В XIX веке Енисейск утратил былое торгово-экономическое значение. Наиболее крупные работы в городе в начале века были связаны с расширением и благоустройством храмов. В 1819-1820 гг. был обнесён каменной оградой Богоявленский собор. В 1822 году были завершены работы, и произошло освящение надвратной церкви Захария и Елизаветы в Спасском монастыре, закладка которой относилось ещё к 1785 году. В 1826-1827 гг. был достроен настоятельский корпус Спасского монастыря, что означало, в основном, завершение формирования монастырского архитектурного ансамбля.

Гражданское строительство в Енисейске было не столь развитым как церковное - здание уездного училища (1824 год). В 1855 г. в городе было построено деревянное здание театра, которое, однако, сгорело в 1868 г. В 1858 г. в Енисейске было построено двухэтажное деревянное здание Благородного собрания.

В середине XIX века в связи с ростом благосостояния горожан, обусловленным развитием золотодобычи в Енисейской губернии отмечается архитектурное развитие Енисейска. Так, в 1861 году в Енисейске было 153 каменных и 1046 деревянных дома. В число каменных городских построек входили общественные лавки Гостиного двора, частные лавки и жилые дома. Самый большой каменный дом в городе принадлежал купцу Игнатию Кытманову, второй по размерам – его брату Александру. В то же время основное жилое строительство в городе было деревянным. Городские усадьбы в зависимости от уровня достатка владельцев представляли собой одно-, или двухэтажные здания, с целым комплексом хозяйственных построек: конюшнями, завознями, ледниками, банями, амбарами и др.

В первой трети XIX века происходило расширение границ женского Христорождественского монастыря, в результате чего он занял целый квартал. Была сооружена каменная ограда, охватившая монастырь с восточной, южной и западной сторон, обращённых к городу. К началу 1830-х гг. был построен одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный, также каменный, для сестёр. В 1843 году во владения монастыря перешёл каменный дом, стоявший на юго-восточном углу монастырской ограды. В 1856 году в монастыре был построен двухэтажный деревянный корпус для сестёр. В 1859 году была заложена каменная часовня над могилой старца Даниила, законченная строительством уже в 1860 году. О первоначальном облике часовни практические ничего неизвестно, кроме того, что она имела в плане квадрат и была выполнена в стиле позднего классицизма. Позднее, в 1890-х гг. часовня была значительно перестроена и приобрела облик небольшой каменной церкви, с традиционным членением объёмов (алтарь, храм, колокольня). Особенностью часовни во имя преподобного Даниила Столпника стало её архитектурное убранство, решённое в русском стиле, ранее малохарактерном для Енисейска в целом.

В 1869 году в Енисейске произошёл очередной пожар, уничтоживший большую часть города. В результате пожара выгорела Христорождественская монастырская церковь, Троицкая церковь, колокольня Богоявленского собора (сам собор не пострадал), Преображенская церковь, Воскресенская церковь, надвратная церковь Захария и Елизаветы. После пожара в городе уцелела только Успенская церковь и два кладбищенских храма. Несмотря на огромные разрушения, уже к концу 1870-х гг. практически все церкви были восстановлены. В это время одноэтажный каменный дом, приобретённый женским монастырём, был переоборудован в церковь, освящённую в честь иконы Иверской Божьей матери.

Крупными гражданскими зданиями были возведённый корпус мужской гимназии в 1877 – 1886 гг на Большой улице и здание женской гимназии (сер. XIX века) - на ул. Кедровой. Кроме того, в этот период возводятся многочисленные жилые дома, имевшие каменный первый этаж и деревянный – второй. В 1887 году началось строительство деревянного еврейского молитвенного дома, строительство которого завершилось в 1888 году. В 1902 году в Енисейске было начато, а в 1905 году было завершено строительство каменной соборной мечети.

По мнению красноярского архитектора К. Ю. Шумова, история застройки Енисейска может быть разделена на ряд основных этапов:

  • 1-й этап (1619–1708 гг.)
    В течение этого этапа сформировалась двухчастная планировочная структура Енисейска – «крепость-торг» и посад, организующим началом которой стали укрепления острога. В этот период определились места расположения основных градостроительных доминант застройки: Богоявленского собора – центра духовной жизни горожан, и комплекса Гостиного двора с церковью (первоначально Введенской, позднее Преображенской).
  • 2-й этап (1708–1778 гг.)
    В течение этого этапа архитектурный облик Енисейска претерпел значительные изменения. Древнерусский характер застройки, при сохранении принципа свободной планировки, получил новое наполнение благодаря строительству каменных церквей, облик которых нёс в себе черты как «московского» так и «уральского» барокко.
  • 3-й этап (1778– I-я четверть XIX века)
    В течение этого этапа изменился характер планировочной структуры застройки города, ставшей более упорядоченной по «прожектированному» плану. В это время появляются первые каменные жилые дома по периметру намеченных кварталов, перестраивается в камне комплекс Гостиного двора. Застройка административного центра Енисейска в этот период характеризуется принадлежностью к стилю барокко, в его своеобразной, местной трактовке.
  • 4-й этап (I-я четверть XIX – начало XX вв.)
    В течение этого этапа в застройку центра был внесён ряд незначительных изменений, в виде строительства двух новых и перестройки одного старого зданий. К концу этапа окончательно сложился каменный комплекс застройки исторического центра, носивший черты различных стилистических направлений.

Енисейск в XX веке

Советский период в истории формирования архитектурного облика Енисейска характеризуется следующими особенностями:

  1. Постепенная деградация и утрата памятников церковной архитектуры.
  2. Обветшание и утрата памятников светской архитектуры, прежде всего особняков и усадеб богатых горожан, построенных в XIX – начале XX вв.
  3. Начало массовой жилищной застройки, преимущественно небольшой этажности, значительно исказившей исторический облик Енисейска.
  4. Возведение объектов социально-культурного и бытового назначения (дома культуры, кинотеатры, стадионы, магазины и др.)
  5. Строительство промышленных объектов.

Несмотря на это, Енисейск не утратил ценных качеств своей объёмно-пространственной структуры, традиционной для русских пейзажных городов, развивавшихся в XVII-XIX вв. Историческое ядро города в основном сохраняет старинный облик и взаимосвязи-прозоры, которые дают обзор архитектурных доминант. Сохранилась основа художественного образа города-музея, включающего пространство р. Енисей и его притоков, исторической рядовой бревенчатой застройки.  Улицы исторического центра города наиболее насыщены памятниками архитектуры и истории, ансамблями, ценными средовыми объектами.

Соборы Енисейска

После пожара, случившегося в городе в начале 1730-х гг., в Енисейске началось строительство каменных храмов, заменивших собой деревянные церкви. К первой половине XVIII века относится строительство Богоявленского собора. Согласно плану С.У. Ремезова, в Енисейске в середине XVII века уже существовал огромный пятиглавый Богоявленский собор. Однако в 1703 году во время большого пожара деревянный Богоявленский собор был утрачен. В 1708 году прибывшим в Енисейск из Тобольска московским мастером Федотом Чайкой был заложен каменный Богоявленский собор, строительство которого было окончено в 1712 году. Очевидно, в 1737 году к храму с правой стороны был сделан Введенский придел; около 1750 года был сооружён придел во имя Сергия Радонежского чудотворца; около 1760 года был сооружён холодный придельный храм во имя святителя Николая, располагавшийся под колокольней. После пожара 1778 года, в ходе которого собор пострадал, в 1779-1780 гг. к собору были пристроены двухэтажные каменные палатки. После завершения формирования архитектурного облика Богоявленского собора он являл собой высокое сооружение: четырёхъярусная колокольня устроена как восьмерик на четверике, перекрытый куполом, который был увенчан фигурным глухим барабанчиком с барочным шпилем на крупном яблоке. Во втором этаже колокольни был устроен придельный храм, апсида которого опиралась на свод трапезной. Ярус звона был подчёркнут широкими поясами фризов с балясинами, а его грани завершались полукруглыми фронтончиками, четыре из которых, расположенные по сторонам света имели круглые проёмы. Повышенные объёмы боковых приделов были перекрыты сводами: южный – крестовым, северный – купольным и имели окна второго света: восьмигранное на южном и прямоугольное с лучковым завершением на северном фасаде. Пышное декоративное убранство фасадов собора имело позднее аналоги в декоре Воскресенской церкви. В 1826 году вокруг собора была сооружена каменная ограда на высоком кирпичном цоколе, состоявшая из четырёхугольных столбов и металлических решёток. На западном участке ограды, напротив входа в церковь, находились ворота в виде двух кирпичных пилонов с арочным проездом. На южном участке ограды была расположена калитка.

В XVIII веке от площади, на которой стоял Богоявленский собор, две улицы вели к Спасскому монастырю. Напротив собора в это время располагался воеводский двор, воеводский дом и казачье полковое строение. Ближе к берегу Енисея за соборной оградой стояла провинциальная канцелярия, а выше неё по течению Енисея располагался магистрат. Напротив собора также располагались амбары, в которых содержалась денежная казна.

Несколько позднее, к востоку от Богоявленского собора, была возведена Воскресенская церковь, отличавшаяся от пышных форм собора простотой силуэта и декоративного убранства. Ещё в XVII веке, 1651 году, в Енисейске была построена деревянная Воскресенская церковь. Она представляла собой шатровый храм в виде четверика с гранённой алтарной апсидой и прирубом с западной стороны, где находился тёплый притвор. В конце XVII века над боковыми прирубами были надстроены главки с крестами. Деревянная церковь Воскресения погибла в пожаре 1703 года. В 1704 году на её месте была построена новая деревянная Воскресенская церковь, позднее (в 1714 году) дополненная придельным храмом иконы Казанской Богоматери. В 1727 году Воскресенская церковь вновь сгорела. На месте сгоревшей церкви вновь была выстроена деревянная церковь во имя Воскресения Господня. Она имела небольшие размеры и представляла собой простейший по форме храм клетского типа. Этот храм простоял до 1747 года, когда на его месте была возведена каменная церковь. Каменная Воскресенская церковь была заложена в 1735 году в нескольких саженях к северу от действовавшего деревянного храма. Строительство каменной церкви завершилось в 1747 году. В 1757 году к Воскресенской церкви был пристроен придельный храм Благовещения. В середине 1760-х гг. началось строительство церковной колокольни. Колокольня представляла собой массивный восьмерик на четверике. В 1773 году к Воскресенской церкви с южной стороны здания был пристоен ещё один храм – во имя иконы Казанской богоматери. При строительстве этого придела была частично разобрана южная стена трапезной главного храма, с устройство вместо неё пилона, на который опирались сводчатые конструкции. Такой же пилон был устроен и при сооружении северного придела. Архитектурная композиция обоих приделов в целом повторяла композицию аналогичных приделов Богоявленского собора. Сохранились упоминания о существовании с XVIII века ещё одного придельного храма у Воскресенской церкви – храма Иоанна Богослова. В 1859 году по проекту красноярского городского архитектора Битюцкого при входе в церковь с западной стороны была сооружена двухэтажная каменная палатка с лестницами в придел Иоанна Богослова. В конце XVIII – начале XIX в. вокруг Воскресенской церкви была выстроена каменная ограда в стиле барокко.

Неподалеку от Воскресенского собора, на месте сгоревшей Преображенской церкви, в 1747-1750 гг. был выстроен каменный храм также во имя Преображения господня. Интересно, что на время строительных работ прихожанами была выстроена деревянная церковь Знамения Богородицы, просуществовавшая вплоть до 1774 года, когда она была перенесена за город и поставлена близ казённых магазинов и кладбища. Здесь церковь Знамения простояла до 1818 года, когда была разобрана «по ветхости» и в связи с окончанием строительства неподалеку от неё каменной церкви Успения.

Анализ архитектурных форм Преображенской церкви позволяет считать, что в её строительстве принимали участие приезжие мастера, очевидно, уральские каменщики. Так, завершения колончатых наличников окон нижнего яруса выполнены в традициях «уральского барокко». Характерной особенностью Преображенской церкви является её двухэтажность. В 1765 году с южной стороны от храма была заложена придельная церковь Знамения Богородицы, завершённое строительством в 1770 году. Архитектурная композиция придела напоминала небольшой храм с четырёхчастной планировочной структурой и повторяла композиции приделов Богоявленского собора, Воскресенской и Христорождественской церквей. Одновременно с началом строительства придела было начато строительство церковной паперти и колокольни. В 1779 году был заложен и к 1804 году был завершён строительством ещё один придельный храм – Вознесения.

В длительном процессе возведения Преображенской церкви выделяются несколько этапов, с характерными для них архитектурными формами. В течение первого этапа (1747–1760 гг.) был построен нижний этаж храма во имя Преображения Господня, характерными формами «уральского барокко». В ходе второго этапа (1765–1770 гг.), во время которого были возведены церковная колокольня и южный Знаменский придел, доминирующими архитектурным стилем продолжало оставаться «уральское барокко» в его развитии. На третьем этапе (1779–1804 гг.) был возведен летний придельный храм Вознесения, в архитектуре которого заметен переход к столичному барокко западноевропейских форм.

По отрывочным сведениям, у западного фасада Преображенской церкви находилось каменное крыльцо с лестницами, ведшими в придел Вознесения. К 1824 году крыльцо обветшало и было разобрано. Вместо него была сделана каменная лестница внутри церковной паперти. С начала XIX века Преображенская церковь не меняла своего архитектурного облика и принадлежала к типу русских трапезных церквей с трехчастной продольно-осевой планировкой, несколько усложнённой южныи приделом и северной пристройкой.

Одновременно с Преображенской церковью был сооружен Гостиный двор. Эти сооружения представляли собой архитектурные доминанты города.

К середине XVIII века относится и строительство каменных храмов в двух енисейских монастырях. В Спасо-Преображенском монастыре, основанном в середине XVII века (в 1642 году) и являвшимся одним из старейших в Сибири, в 1750 году был построен Спасский собор. Размеры собора были относительно невелики, что объяснялось небольшим числом прихожан и братии монастыря. При небольшой площади он был довольно большой высоты. Традиционный храм - «восьмерик на четверике», с обширной трапезной и двумя приделами. Декоративное убранство собора было значительно проще, чем оформление Богоявленского собора и Воскресенской церкви. В 1805 году для Спасского храма был устроен придел во имя Святого Ильи. В течение 1780–1800-х гг. в Спасо-Преображенском монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью во имя Захария и Елизаветы с приделами: с южной стороны – в честь пресвятой Богородицы – Всех скорбящих радости, с северной – митрополита Московского и всея Руси (1795–1822), парадная часть ограды и настоятельский корпус. Спасский монастырь занимал нагорную часть города. Захарьевская надвратная церковь имела с двух сторон открытые деревянные галереи, позднее утраченные. В 1859 году на месте бывших галерей были построены боковые приделы. Под церковью, с обеих сторон ворот существовали двухэтажные палатки, занятые настоятелем монастыря.

В существовавшем в Енисейске с XVII века Иверском монастыре изначально главным храмом была деревянная церковь Рождества Христова. В 1755 году на месте деревянной монастырской церкви началась постройка каменной двухэтажной церкви во имя Рождества Христова. Строительство нижнего тёплого храма Рождества Христова было завершено в 1758 году. Сведения о времени завершения строительства верхнего холодного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая отсутствуют. Очевидно, это событие произошло во время служения митрополита Павла (1758–1768 гг.). Нижний северный придел Рождества Богородицы был построен одновременно с главными престольными храмами в 1758 году, а верхний холодный – Владимирской Богоматери – в 1777 году. В 1822 году началось строительство южного придела храма во имя Никиты Великомученика, завершившееся в 1828 году. В 1825 году было начато, и уже в следующем, 1826 году закончено строительство придела во имя святых апостолов Петра и Павла, который поместился над Никитским приделом. Таким образом, двухэтажная Христорождественская церковь имела шесть приделов. Церковь стояла посреди монастыря и была с трёх сторон обнесена каменной оградой, сооружённой в 1873 году. Храм был украшен пятью главами. В нём было 9 окон и ещё 8 окон было в фонарике. Высота храма составляла около 13 сажен (около 28 метров). Декоративное убранство Христорождественской церкви было выполнено в традициях «уральского барокко». Церковь была построена в одной связи с колокольней, располагавшейся над притвором и увенчанной восьмиугольным каменным шатром. Стены храма и колокольни были украшены поясами кронштейнов, бегунцов и балясин. В нескольких саженях от храма находилась каменная часовня, в которой покоился прах блаженного старца Даниила. Кроме того. К Христорождественскому храму относилась и каменная часовня в честь Св. Николая, располагавшаяся в полуверсте от храма на Кузнечной улице. К западу от храма с 1901 года находилась одноклассная церковно-приходская школа, помещавшаяся в каменном здании с высоким сводом бывшей богадельни.

В 1773 году на месте пришедшей в ветхость деревянной церкви была построена каменная Троицкая церковь, являвшаяся одним из лучших произведений «енисейской школы». Церковь строилась на небольшой возвышенности как приходская на месте складывающейся новой Барабинской слободы. К церкви были пристроены боковые приделы: южный – во имя Сретения Господня, средний – во имя Святой Троицы и северный – во имя иконы Божьей матери «Живоносный источник». Троицкая церковь являлась выдающимся памятником архитектуры Сибири XVIII века. В 1785 году неподалеку от города, на урочище Севастьянка была заложена каменная одноэтажная Крестовоздвиженская церковь с пристроенной к ней двухъярусной колокольней.

В 1793 году была заложена каменная двухэтажная Успенская церковь, являвшаяся кладбищенским храмом.

Одним из последних церквей, построенных в Енисейске в период его архитектурного расцвета, стала Входоиерусалимская (Абалакская) кладбищенская церковь, заложенная в 1801 году на въезде в город с восточной стороны. Храм представлял собой вытянутый прямоугольник с расширением в середине. В связи с церковью была построена квадратная в плане двухъярусная колокольня. Церковь была достроена и освящена в 1819 году.

Таким образом, в Енисейске, в период наивысшего его расцвета, пришедшегося на вторую половину XVIII – начало XIX вв. было построено 9 каменных церквей, отличавшихся друг от друга неповторимыми, индивидуальными чертами.