Вы используете крайне устаревший браузер, который не поддерживает технологические решения, используемые на данном сайте. Кроме того, работа в сети Интернет с использованием устаревшего браузера крайне опасна для вашего компьютера. Настоятельно рекомендуем обновить ваш браузер, установив один из перечисленных ниже с сайта его производителя:
---------------------------------------------------------------------------
You are using a very old browser that does not support the technological solutions used on this site. In addition, working in the Internet using an outdated browser is very dangerous for your computer. We strongly recommend you to upgrade your browser to one of the following from the site of its manufacturer:
В 1625 году в Енисейском остроге была выстроена деревянная соборная церковь Введения богоматери. Одновременно за пределами острога, с западной стороны, на берегу Енисея, выстроена деревянная Богоявленская церковь на каменном подклете, где «кладут соль и хлебные красноярские запасы». При перестройке и расширении острога в 1651 году Богоявленская церковь оказалась в северо-западном его углу. После пожара 1702 года деревянный Введенский собор был возобновлен на прежнем месте. Он сгорел в 1732 году. Постройка нового, каменного собора была начата на месте Богоявленской церкви, также сгоревшей (ее бывший подклет, служивший кладовой, – древнейшая каменная постройка города – сохранялась поблизости от собора до 1878 года). Каменный собор, получивший наименование Богоявленского, строился на средства московских дворян Семена и Епифана Надеиных. В 1737 году был заложен южный Введенский придел; по-видимому, в конце 1730-х гг. и он, и северный придел Сергия Радонежского были уже освящены. Главный храм был достроен около 1750 года. В 1779-1780 гг. енисейский купец П. Трескин устроил во втором ярусе колокольни Никольский придел и пристроил к собору три каменные двухэтажные палатки; в 1865 году соборным старостой П.Е. Фунтосовым эта пристройка, по ветхости, была разобрана и заменена новой. В 1819-1826 гг. купец М. Соколов возвел вокруг собора каменную ограду с железной решеткой между столбами.
Собор имел продольную трехчастную композицию: храм с полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпанованная трапезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня, вытянутые по одной оси. Храм относился к типу «восьмерик на четверике». Двусветный четверик был несколько растянут в ширину; восьмерик на ступенчатых тромпах перекрывался лотковым куполом, увенчивался высоким аттиком с полукруглыми кокошниками (по два над каждой гранью) и пятью главами на глухих барабанах; центральная глава возвышалась над световым малым восьмериком. Двусветные объемы приделов (у южного придела верхнее окно имеет восьмигранную форму) перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками, увенчивались главами на крупных световых барабанах. Такая же главка, но на глухом барабане, возвышалась над главным алтарем. Трапезная перекрыта поперечным коробовым сводом с замыкающими лотками. Трехъярусная колокольня, восьмигранная в верхних ярусах, увенчивается полуциркульными фронтонами над каждой гранью; крупный купол с венчающим шпилем на барабане заменен шатровым покрытием с деревянной пожарной вышкой. В настоящее время объемы главного храма и алтаря, а также апсида южного придела и венчающие части обоих приделов полностью утрачены; фрагментарно сохранилось наружное убранство уцелевших объемов, выполненное, судя по старым фотографиям, в пышных формах «уральского барокко».
Побеленный фасад северного придела увенчан раскрепованным карнизом с тройным поребриком («пилой») и широким фризом заглубленных в стену балясин. Цоколь выделен профилем с крупным валом. Углы обработаны тройными полуколоннами, опирающимися на общий пьедестал, прорезанный «ширинкой». Два нижних окна с лучковыми перемычками (одно из них заложено и вместо него устроен широкий дверной проем) обрамлены наличниками с опоясанными полуколонками, раскрепованными карнизами и завершениями в виде тройного кокошника. Окно второго света, разрывающее фриз, заглублено в стену и обрамлено полуколонками. По сторонам от него стена оформлена «жучковым» фризом. Такой же фриз проходит под профилированным карнизом алтарной апсиды. Фасады колокольни также увенчаны «пилой» и фризом балясин. Такими же балясинами украшен частично сохранившийся парапет «звона», под которым проходит пояс мелких «ширинок». Углы обработаны лопатками, в ярусе «звона» – филенчатыми. Полуциркульные фронтоны, с круглыми люкарнами через один, оформлены многообломными мелко профилированными архивольтами.
Сохранившиеся объемы Богоявленского собора в Енисейске представляют памятник культовой архитектуры второй четверти XVIII в., один из лучших образцов сибирского зодчества. Собор отличался своеобразным решением архитектурной композиции, в особенности – венчающих частей, а также насыщенностью и великолепием декоративного убранства фасадов; возвышаясь над самым берегом Енисея, занимал центральное место в панораме города.